Те, кто создают роботов, разрабатывают не просто машины, а некие диалоговые системы. Этот вопрос очень тесно связан с эмоциональным интеллектом и прорабатывается в таких областях, как этика, философия, психология. В связи с этим есть много нюансов при создании того или иного диалога.
Когнитивные искажения
Например, человеку свойственны когнитивные искажения, такие как эффект фрейминга, то есть ошибки контекста. Они помогают человеку понимать саму суть диалога и уходить от ответа. Но при создании диалоговой системы робота мы можем их не учитывать. Представьте себе робота, который постоянно уходит от ответа. Это, как минимум, странно, потому что робот создан, чтобы давать ответы, а не уходить от них. А человек чаще всего старается уйти от ответа. В этом разница коммуницирующих систем человека и робота.
Жесткая логика
Коммуникация робота в данный момент может быть построена только в рамках достаточно жёсткой логики. Несмотря на существование машинного обучения и нейросетей, в конце концов всё сводится к некоторому набору правил. Эффект внезапности и спонтанности мышления при этом достигается за счет большого количества различных вариаций вопросов и ответов.
Именно поэтому, общаясь с роботом, мы должны поддерживать какие-то правила общения, то, как мы делаем это с поисковиками, например. Мы научились это делать: просто создаём краткий запрос и нам быстро выдаёт ответ. Мы не пишем в поисковую строку распространённые предложения, хотя могли бы. Однако в этом случае ответ будет не совсем релевантным.
С роботом примерно та же история — начиная общаться, вы включаетесь в определённые правила. Представьте себе ребёнка, который пытается разговорить робота. Он быстро задает вопросы, бегает вокруг него. Робот не успевает выхватить все реакции, все нюансы речи и ответить ребёнку адекватно. Это происходит до тех пор, пока не приходит взрослый. Он задает несколько скриптов, таких как «ну давай, робот, потанцуй», «ну давай, робот, расскажи сказку», «ну давай, сделай…» Как только ребёнок это усвоил и начал разговаривать в рамках этих правил, робот стал отвечать абсолютно всем его запросам. Все остались довольны.
Задача, которую ставят сейчас крупнейшие разработчики диалоговых систем, — это научить людей разговаривать с их системами. Например? те же Apple пишут инструкции — «How to talk to Siri» («Как разговаривать с Сири»).
Какие есть проблемы
Если вы воспринимаете робота как ассистента, он будет незаменимым помощником. Если вы хотите построить диалоговую систему в качестве друга — с этим тоже нет проблем. Но если вы хотите построить себе друга-ассистента, что в реальной жизни тоже достаточно проблематично, с роботом вряд ли это выйдет. Он будет сбиваться время от времени то на одну, то на другую систему.
Чтобы научить робота говорить как человек, мы можем добавить ему скрипт отрешенности. Это поможет роботу в определенный момент говорить: «Извините у меня есть свои цели и я не буду сейчас это делать. Давайте я лучше помогу вам в другом…». И это будет тоже определённое решение — оно позволит роботу говорить и помогать вам на всех этапах.
Чтобы робот в общении стал еще лучше, необходима технология считывания не просто контекста, но подтекста. То есть того, что возникает в ходе общения и разговора, помогает вести разговор в нужном русле, где-то уйти от ответа, где-то форсировать цель, где-то ещё что-то, что связано именно с эмоциями. Всё это делается в режиме онлайн, а соответственно на вероятностях на данном этапе это не работает. То есть на сегодняшних нейронных сетях реализовать это невозможно. Возможно, в будущем возникнут какие-то новые моменты и новая более простая логика.
Идеальный ИИ
Все, что сейчас предпринимается для попыток создания совершенного искусственного интеллекта, должно привести к тому, что он сможет считывать подтекст и создавать себе подобных. Не в смысле, что он станет «живородящим», а в смысле, что он сможет создавать подобные себе технологии и «воспитывать» их по тем же правилам, по которым воспитали его люди. Роботы с таким ИИ могут стать неким прообразом синтетиков из «Звездного пути».
Предъявлять такие требования к роботам и голосовым помощникам сегодня — слишком высокая планка.
Голосовые помощники уже дольше человека могут продержаться в разговоре с собеседником. Система Amazon Алекса была отмечена премией за то, что смогла продержаться в диалоге с обычным незнакомым человеком 20 минут. Сможете ли вы продержаться хотя бы 10?